В помощь родителям, воспитывающим ребенка с РАС
05.08.2020 17:49 изменено
Как пройти диагностику в ПМПК >>
Расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм)— это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием нарушения функционирования мозга. Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью: от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко агрессией, самоповреждением, криками.
Существуют различные виды аутизма: ранний детский аутизм (синдром Каннера);
синдром Аспергера (высокоинтеллектуальный аутизм); атипичный детский аутизм;
синдром Ретта (аутистичекий вариант); другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями.
Подробнее «Расстройства аутистического спектра» >>
Как распознать аутизм у ребенка?
Большинство родителей аутичных детей отмечают, что замечали особенности своего ребёнка практически с рождения. Ребенок с РАС: не смотрит в глаза, не интересуется детьми, не любит прикосновений, чувствителен к некоторым звукам, выстраивает предметы в линейку, не может говорить, не осознает опасных ситуаций, гиперактивен или пассивен, устраивает частые истерики.
Подробнее «Как проявляется аутизм» >>
Как только родители начинают подозревать у своего ребенка аутизм, им необходимо обратиться к педиатру, который проведет скрининговый тест (тест М-СНАТ) для выявления признаков аутизма в раннем возрасте. Диагноз может установить только психиатр.
Подробнее «Как происходит постановка диагноза» >>
Говоря о причинах детского аутизма, нельзя дать однозначного ответа. Прежде всего, следует сказать об «издержках цивилизации» - наблюдения показывают, что в слаборазвитых странах аутичных детей гораздо меньше. Разные специалисты выдвигают различные гипотезы – некоторые говорят о влиянии экологии, некоторые отводят главную роль в повышении частоты аутизма гормональным контрацептивам и избыточному количеству углеводов, возможно и влияние вакцинации на рост аутизма (чрезмерная нагрузка на детский организм может привести к истощению не только иммунитета, но и эндокринной системы и психики).
Подробнее «Причины аутизма» >>
Существуют несколько основных методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма — ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция). Для решения сопутствующих аутизму проблем: агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности - применяется медикаментозная терапия.
Подробнее «Как помочь ребенку с РАС?» >>
Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств. Согласно концепции, предложенной эрготерапевтом А. Д. Айрес в 1960-е годы, при аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации. Для выяснения особенностей восприятия и обработки сенсорной информации у ребенка с РАС, необходимо понаблюдать за его поведением. Это поможет лучше понять ребенка и установить с ним контакт.
Подробнее «Рекомендации специалистов по РАС» >>
В мире есть немало примеров успешной социализации людей с диагнозом «аутизм». Например, Темпл Грэндин - с диагнозом «ранний детский аутизм» смогла очень хорошо социализироваться и написала книгу.
Подробнее «Мой опыт преодоления аутизма» >>
Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям. Кроме того, очень важны занятия с педагогом-психологом, который должен суметь завоевать доверие ребенка.
Мировая практика показывает, что только государственная система помощи позволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. В Новосибирске родителям, воспитывающих детей с РАС оказывается государственная и общественная поддержка.
Подробнее «Помощь семьям, воспитывающих детей с РАС» >>