Куда следует обратиться для получения пособия по уходу за ребенком до полутора лет студентке, находящейся в академическом отпуске?
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" с 01.01.2010 выплата указанного пособия студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется отделами пособий и социальных выплат по месту жительства.
Законно ли отказали в назначении ежемесячного детского пособия, если я являюсь многодетной мамой, но не отношусь к малообеспеченной категории граждан, т.е. доход нашей семьи немного выше прожиточного минимума?
В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 29.12.2004 № 255-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка в Новосибирской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей совместно проживающего с ним ребенка, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Новосибирской области по основным социально-демографическим группам населения на момент подачи заявления.
Вступил ли в силу проект «Компенсация за непредоставление ребёнку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»? Как он действует в Новосибирской области?
На сегодняшний день действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области выплата такой компенсации не предусмотрена.
Будет ли увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка?
Законом Новосибирской области от 29.12.2004 № 255-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка в Новосибирской области» (далее - Закон) предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную на территории Новосибирской области.
Размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 318,88 рублей.
На пятьдесят процентов увеличивается размер ежемесячного пособия на ребенка: одинокой матери (одинокого отца); разведенных родителей; потерявшего одного из родителей в случае смерти или признания его безвестно отсутствующим; родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; один из родителей (оба родителя) которого лишен (лишены) родительских прав и составляет 478,31 рублей.
Также вышеуказанным Законом предусмотрена ежегодная индексация размера ежемесячного пособия на ребенка на коэффициент, установленный Законом Новосибирской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Почему не учитывается ребенок от первого брака при назначении дополнительного пособия при рождении ребенка?
Законом Новосибирской области от 24.06.2004 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» (далее – Закон) установлено, что молодой семье, проживающей на территории Новосибирской области, при рождении ребенка предусмотрена государственная поддержка в виде выплаты дополнительного пособия.
Законом определено, что к молодой семье относится семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка (детей) - без ограничения продолжительности брака) - при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполная семья с ребенком (детьми), в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста и ей выплачивается дополнительное пособие в размере:
6 тысяч рублей - при рождении в данной семье первого ребенка;
12 тысяч рублей - при рождении в данной семье второго ребенка;
18 тысяч рублей - при рождении в данной семье третьего и последующих детей.
Супруги - лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации, брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Постановлением администрации Новосибирской области от 18.05.2006 № 38-па «О Порядке и условиях предоставления выплаты молодой семье дополнительного пособия при рождении ребенка» утверждены порядок и условия предоставления государственной поддержки молодой семье, а также единственному родителю в неполной семье.
Поскольку Закон предусматривает рождение ребенка «в данной семье», то соответственно, не могут учитываться дети от прежнего брака.
Имеют ли право граждане, получившие сертификат на областной семейный капитал, воспользоваться им раньше достижения ребенком возраста полутора лет?
Нет.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 30.09.2011 № 125-ОЗ
«О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» право на получение областного семейного капитала возникает у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2012, и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами областного семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии;
4) приобретение автотранспорта.
Средства (часть средств) областного семейного капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты возникновения права на дополнительные меры поддержки.
Иного действующим законодательством не предусмотрено.
В семье родился третий ребенок, но в возрасте 3 месяцев он умер. Имеет ли право мама получить сертификат на областной семейный капитал?
Нет.
Право на получение областного семейного капитала определяется в соответствии с Законом Новосибирской области от 30.09.2011 № 125-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» (далее - Закон). Настоящий Закон устанавливает дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области.
Согласно Закону Новосибирской области № 533-ОЗ от 06.10.2010 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» многодетными считаются семьи, проживающие на территории Новосибирской области, в том числе приемные семьи, родители в которых имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет - учащихся очной формы обучения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Какие еще ежемесячные выплаты (кроме ежемесячного пособия на ребенка) положены многодетным семьям, имеющим детей в возрасте до года? В каком размере?
В соответствии с частью 13 статьи 8 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533–ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» многодетным семьям установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленного на территории Новосибирской области. Величина прожиточного минимума в Новосибирской области устанавливается ежеквартально.
Выплата предоставляется многодетным семьям, среднедушевой доход которых ниже 10 000 рублей, в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Единовременная денежная выплата предоставляется одному из родителей являющемуся гражданином Российской Федерации, проживающему, на момент рождения детей и на момент обращения, на территории Новосибирской области, в семье которого, начиная с 1 января 2014 года, родилась двойня или тройня.
Размер единовременной денежной выплаты семьям, в которых родилась двойня или тройня, составляет 5 000 рублей. Единовременная денежная выплата предоставляется и семьям, в которых родилось более трех детей одновременно.
Для получения единовременной денежной выплаты заявитель представляет в отдел пособий по месту проживания:
1) заявление по установленной форме;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (подлинный экземпляр и копия);
3) документ, подтверждающий факт проживания заявителя на территории Новосибирской области, и его копию (паспорт с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда об установлении юридического факта);
4) свидетельства о рождении детей, в связи с рождением которых возникло право на единовременную денежную выплату (подлинники и их копии);
5) копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя. Если копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя не была представлена им по собственной инициативе, она запрашивается отделом в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Заявление на выплату принимается в течение года со дня рождения двойни (тройни).
У нас в семье воспитываются трое детей-инвалидов, существуют какие-нибудь меры социальной поддержки по уходу за детьми-инвалидами?
Выплата семьям, проживающим на территории Новосибирской области, воспитывающим 3-х и более детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, ежемесячной компенсации расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях предоставляется одному из родителей (опекунов, попечителей)Под термином «присмотр и уход за детьми-инвалидами в домашних условиях» понимаются действия работника (работников) по оказанию социальных услуг по месту жительства (пребывания) получателя (получателей) услуг - ребенка-инвалида (детей-инвалидов). Размер компенсации расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях составляет 15 тысяч рублей в месяц на 1 ребенка и рассчитан только на оплату расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях в соответствии с заключенным трудовым договором.Для получения компенсации заявитель, обратившийся впервые, представляет в отдел пособий и социальных выплат по месту жительства или месту пребывания:
1) заявление по установленной форме;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (подлинный экземпляр и копию);
3) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя (в случае обращения в отдел представителя заявителя) (подлинные экземпляры и копии);
4) свидетельства о рождении детей (подлинные экземпляры и копии);
5) справки медико-социальной экспертизы на детей-инвалидов с приложением индивидуальной программы реабилитации (подлинные экземпляры и копии);
6) трудовой договор между работодателем (один из родителей, опекунов, попечителей, воспитывающий 3 и более детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе) и работником, принятым работодателем для присмотра и ухода за детьми-инвалидами в домашних условиях (далее - работник), не являющимся вторым родителем, опекуном, попечителем (подлинный экземпляр и копию);
7) расписка(и) о передаче денежных средств работнику или квитанция(и) о перечислении денежных средств на счет работника, принятого для оказания присмотра и ухода за детьми-инвалидами в домашних условиях (подлинные экземпляры и копии);
8) документ, подтверждающий факт проживания заявителя на территории Новосибирской области (паспорт с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда об установлении юридического факта) и его копия;
9) согласие на обработку персональных данных работника по установленной форме.
Необходимо ли учитывать факт совместного проживания членов семьи при назначении ежемесячной выплаты?
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
При этом Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факта совместного проживания родителей ребенка.
Таким образом, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при назначении ежемесячной выплаты.
Чем может быть подтверждено отсутствие трудоустройства родителей и может ли в этом случае быть назначена ежемесячная выплата?
Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей.
Таким образом, основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае если один из родителей или оба родителя не трудоустроены, отсутствуют.
В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей может быть представлен, в том числе, оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. № 889н.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В случае если первый ребенок, рожденный в 2018 году, достиг возраста 1,5 лет в 2019 году, при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на срок до 2 лет, должна ли осуществляться выплата за период до 1 января 2020 года?
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ предусмотрено предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет семьям со среднедушевым доходом ниже 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ вступает в силу с
января 2020 года.
В соответствии счастью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ) ежемесячная
выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается до достижения ребёнком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Соответственно, в случае, когда ежемесячная выплата прекращена в 2019 г. в связи с достижением ребенком возраста 1,5 лет, она может быть возобновлена не ранее, чем с 1 января 2020 г. на основании заявления и документов, необходимых для ее назначения.
При этом обращаем внимание, что в Федеральном законе от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» отсутствуют положения, запрещающие гражданам, имеющим право на ежемесячную выплату, подать заявление и необходимые документы заблаговременно в целях назначения ежемесячной выплаты с 1 января 2020
года.
Возможно ли после 1 января 2020 г. продлить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка до достижения им возраста двух лет гражданам, получающим ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста полутора лет, без предоставления ими заявления и документов?
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
назначается до достижения ребёнком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Таким образом, в случае достижения ребенком возраста полутора лет в 2020 г. для продления ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста двух лет заявителю необходимо предоставить заявление и документы, необходимые для назначения выплаты, сначала до достижения ребенком возраста двух лет, а затем до достижения им возраста трех лет.
Возможно ли в декабре 2019 г. принимать документы для назначения ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста двух лет?
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ) гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
В связи с этим, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также территориальными органами Пенсионного
фонда Российской Федерации должна быть организована работа по своевременному приему заявлении о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка и документов, необходимых для назначения выплаты, в том числе в электронном виде, в третьей декаде декабря 2019 года в целях своевременного принятия решении о назначении ежемесячной выплаты в январе 2020 года.
Вместе с тем, отмечаем, что, учитывая положения части 5 статьи
1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» об определении размера ежемесячной выплаты по году, предшествующему году обращения за назначением выплаты, семьи, которым выплата назначена до достижения ребенком возраста одного года или 1,5 лет в декабре 2019 года (по размеру прожиточного минимума за 2 квартал 2018 года), вправе обратиться в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в
2020 году, не дожидаясь истечения срока назначения выплаты, с новым заявлением и пакетом документов с целью назначения выплаты в актуальном размере (по размеру прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года).
Подробнее о пособиях семьям с детьми >>